Традиционный механизм хозяйственной деятельности, нарушение естественного круговорота веществ и потока энергии в биосфере вызывают ощутимые экономические потери, избежать которые возможно, благодаря оценке по критерию эффективности хозяйственной деятельности на основании дополнительного условия – ограничения ущерба, наносимого природной среде. Поэтому ведущим принципом природопользования стал эколого-экономический. Применение его на практике обеспечило реализацию многих природоохранных мероприятий: разработку малоотходных и безотходных технологий, создание эффективных очистных сооружений и устройств, организацию биосферных заповедников и др.
В настоящее время понятие устойчивое развитие трактуется в двух смыслах. В широком смысле – это процесс функционирования цивилизации в рамках оптимального управления экономическим, социальным, экологическим и культурным потенциалами. В узком смысле рассматривается экологическая составляющая процесса, проблемами которой занимается и инженерная экология. Особое место в инженерной экологии занимает понятие надежности экосистемы, надежность имеет ряд аспектов: устойчивость, равновесие, живучесть, безопасность.
Устойчивость оценивается по способности экосистемы выдерживать изменения, создаваемыми внешними (техногенными) воздействиями, оказывать сопротивление внешним (техногенным) воздействиям и само восстанавливаться.
Равновесие определяется, как свойство экосистемы сохранять устойчивость. Безопасность – свойство, определяющее риск потери устойчивости и равновесия. Если цель устойчивого равновесия – сохранение устойчивости экосистемы при ее функционировании, то техногенное воздействие, в том числе производственно-хозяйственная деятельность (ПХД) промышленного предприятия, - это возмущающее воздействие процесса сохранения устойчивости.
Устойчивой является такая хозяйственная деятельность автотранспортного предприятия, при которой состояние окружающей среды в конце отчетного периода остается как минимум таким же, как и в его начале. Свести к нулю это воздействие нереально. Сохранить устойчивость можно путем ослабления этого воздействия или его компенсацией.
В настоящее время ни одна экономическая система не устойчива, в том числе и экономика развитых стран.
Темпы ухудшения состояния окружающей среды ускоряются, можно только их замедлить. Специалисты в области рассматриваемых проблем считают такое развитие полуустойчивым и основная цель – переход от полуустойчивости к устойчивости.
Природные ресурсы из внешней среды являются необходимым условием производительной деятельности предприятия. В свою очередь экономическая подсистема преобразует входные материально-энергетические потоки природных и производственных ресурсов в выходные потоки предметов потребления – готовой продукции. Некоторые элементы экологической подсистемы используются как ресурс экономической подсистемы и вовлекаются в производственный ресурсный цикл. После прохождения нескольких технологических стадий часть ресурсов превращается в готовый продукт. Основная их доля возвращается в экологическую подсистему, но уже трансформированном виде - в виде разнообразных отходов, загрязняющих окружающую природную среду. Поэтому промышленное предприятие является в общем случае экологически опасным.
С точки зрения преобразования входных материально-энергетических потоков природных и производственных ресурсов в выходные потоки предметов потребления, автотранспортное предприятие, как эколого-экономический субъект представляет собой разомкнутую систему. Производственный ресурсный цикл разомкнут. Модель локальной экосистемы, в которую входит автотранспортное предприятие отличается от экономической тем, что она замкнута только в условиях устойчивого развития.
Экологическое состояние окружающей среды все в большей мере становится одним из факторов, от которого зависит качество жизни людей. Сегодня в Беларуси идет бурный рост автомобилизации, число транспортных средств возрастает более чем на 10% в год. При этом значительная часть автомобильного парка в республике не соответствует последним международным экологическим стандартам.
В Беларуси более 70% загрязняющих выбросов приходится на долю автотранспорта. Их объемы составляют более 16 тысяч тонн, что в несколько раз больше объема технологических выбросов предприятий. При этом в составе транспортных выбросов имеются токсичные вещества в отработанных газах автомобилей, а также оседающие на покрытии и в придорожной полосе пыль, продукты износа покрытий, шин, тормозных колодок, топливно-смазочные, антигололедные и другие материалы. Это приводит к чрезмерному загрязнению атмосферы и насыщению вод поверхностного стока и почвы взвесями, нефтепродуктами, солями, в том числе тяжелых металлов, химическими реагентами и т.д.
Каждый автомобиль выбрасывает в атмосферу с отработавшими газами около 200 различных компонентов. В выхлопных газах содержатся углеводороды - несгоревшие или не полностью сгоревшие компоненты топлива, доля которых резко возрастает, если двигатель работает на малых оборотах или в момент увеличения скорости на старте, т. е. во время заторов и у красного сигнала светофора. Именно в этот момент, когда нажимают на акселератор, выделяется больше всего несгоревших частиц: примерно в 10 раз больше, чем при работе двигателя в нормальном режиме.
Похожие статьи:
Результаты расчёта и формирование облика двигателя
Формирование облика (проточной части) ГТД является одним из наиболее важных начальных этапов проектирования ГТД, непосредственно следующим за выполнением теплового расчета и предшествующим газодинамическим расчетам элементов проточной части (каскадов компрессоров и турбин). При выполнении расчетов ...
Определение тарифов на перевозку пассажиров
Отчисления в инновационный фонд составляют 1,4% от себестоимости, тогда для автобуса МАЗ-251: S= Sобщ*1,14 = 9314459*1,14= 10618483,3 руб., для автобуса МАЗ-256: S= Sобщ*1,14 = 7654082*1,14 = 8725653,5 руб. Плановая прибыль при заданном уровне рентабельности определяется по формуле П=( S R)/100, (3 ...
Составление схем формирования пассажирских составов
На основании рассчитанных параметров пассажирского (2.8) и скорого (2.9) поезда составлены схемы формирования составов в классической форме (таблицы 6 и 7). Таблица 6 – Схема формирования скорого поезда Номер вагона Категория вагона Длина, м Вес, т Населённость, чел 0 БП 24.5 68 - 1 ПЛ 24.5 57 54 2 ...