Коробка передач преобразует передаваемый от двигателя на ведущие колёса автомобиля крутящий момент по величине и направлению. Это необходимо для выбора оптимальной скорости и проходимости автомобиля для наиболее экономичного режима двигателя и обеспечения заднего хода. Кроме того коробка передач разобщает двигатель с трансмиссией во время остановки и стоянки автомобиля и при его движении по инерции с работающим двигателем.
На автомобиле установлена коробка передач с механическим приводом переключения передач. Благодаря небольшому количеству передач коробка компактна и проста по своему устройству. Подобранные передаточные числа обеспечивают интенсивный разгон, высокую среднюю скорость и экономичную работу двигателя. Косозубые зубчатые колёса постоянного зацепления и синхронизаторы на всех передачах переднего хода обеспечивают бесшумную работу коробки передач и увеличивают её долговечность.
На ВАЗ-21083 устанавливается пятиступенчатая коробка передач с передаточными числами: первой передачи – 3,636; второй передачи – 1,95; третьей передачи -1,357; четвёртой передачи – 0,941; пятой передачи – 0,784; заднего хода – 3,53.
Конструктивно коробка передач объединена с главной передачей и дифференциалом. Передаточное число главной передачи может иметь значение 3,9 для ВАЗ – 21083.
Крутящий момент от коробки передач на ведущие колёса передаётся через правый 41 и левый 5 приводы передних колёс.
Коробка передач состоит из картера 1, первичного 20 и вторичного 33 валов, двух синхронизаторов, оси с промежуточным зубчатым колесом заднего хода, главной передачи, дифференциала и привода переключения передач.
Картер 1 изготовлен из алюминиевого сплава, закрывается задней крышкой 17, а гнездо которой запрессован сапун 19, сообщающий полость картера с атмосферой. Это исключает повышение давления в картере и утечку масла через уплотнения. В задней части картера выполнены гнёзда для подшипников первичного и вторичного валов, два резьбовых отверстия, закрываемые пробками 2 и 4. Верхнее отверстие служит для заправки коробки маслом и контроля её уровня, нижнее – для слива масла. Кроме того, в картере выполнены гнёзда для штоков переключения передач и их фиксаторов. Фиксаторы закрываются общей крышкой 9.
Первичный вал 20 выполнен в виде блока шестерён, который вращается в двух подшипниках. Роликовый цилиндрический подшипник 26 запрессован в гнездо картера сцепления. Первичный вал на выходе из картера герметизируется уплотнителем. К внутреннему торцу картера сцепления крепится фланцем направляющая втулка подшипника 31 выключения сцепления, задний шариковый подшипник 18 запрессован в гнездо картера и от осевого смещения удерживается установочным кольцом, расположенным в канавке подшипника. Подшипник поджимается к картеру задней крышкой, а на первичном валу крепится гайкой, которая после затягивания зачеканивается. На переднем конце первичного вала нарезаны шлицы для ведомого диска сцепления. Вместе с валом изготовлены шестерни первой, второй, третьей, четвёртой и пятой передачи передач и заднего хода. Шестерня заднего хода в отличие от других шестерён прямозубая.
Вторичный вал 33 изготовлен вместе с шестернёй главной передачи. Вал вращается в роликовом цилиндрическом и шариковом подшипника. Передний роликовый подшипник 32 запрессован в гнездо картера сцепления, которое герметизируется резиновой заглушкой. Шариковый подшипник 16 фиксируется в гнезде картера коробки передач пластиной 47, которая крепится четырьмя винтами к стенке картера.
На вторичном валу обработаны четыре пояска, на которых расположены на игольчатых подшипниках " браслетного" типа шестерни первой, второй, третьей, четвёртой и пятой передач, а на двух других поясках нарезаны шлицы для крепления ступиц 12 синхронизатора. Зубчатые колёса устроены одинаково, отличаются в основном размерами. Каждое колесо имеет два зубчатых венца: один косозубый, другой – прямозубый. Косозубые венцы находятся в постоянном зацеплении с шестернями первичного вала. С прямозубыми венцами соединяются скользящие муфты синхронизаторов при включении передачи. Зубчаток колесо 6 первой передачи зажато между буртиком вала и стопорным кольцом ступицы синхронизатора, зубчатое кольцо шестерни 8 второй передачи – между вторым стопорным кольцом этой же ступицы синхронизатора и упорными полукольцами 10, которые фиксируются на валу шариком и стопорным кольцом 9, надетым на полукольца. Аналогично расположены на валу зубчатые колёса третьей и четвёртой передач. Игольчатый подшипник зубчатого колеса четвёртой передачи надевается на втулке, между подшипником и ступицей синхронизатора расположено дистанционное кольцо, а между втулкой игольчатого подшипника и шариковым подшипником – упорная шайба 15. Такая установка зубчатых колёс не допускает их осевого перемещения на валу. Связь каждого зубчатого колеса с вторичным валом осуществляется через синхронизаторы.
Похожие статьи:
Материалы и запасные части, используемые при устранении
неисправностей
Колёсные пары Наименование Единица измерения Кол - во Колёсная пара с буксовыми деталями в сборе шт 10 Детали автосцепного устройства Наименование Единица измерения Кол - во Автосцепка в сборе Шт 3 Замок автосцепки Шт 3 Замкодержатель автосцепки Шт 3 Предохранитель от саморасцепа Шт 3 Валик подъёмн ...
Складские помещения
Помещения оборудованы так, что обеспечивается максимальное использование вместимости складов; возможность свободного перемещения материалов внутри складов; соблюдение пожарной безопасности. Конструкция обеспечивает необходимые способ и условия хранения материалов, а также способ их погрузки и выгру ...
Расчет основныхлолистических нормативов перевозки
нормативов и груза
Маршрутная скорость определяется для каждой категории пассажирских поездов: , (8.1) где: , – поездо-километры пробега поездов соответствующих категорий (скорых или пассажирских) в нечётном и чётном направлениях; , – поездо-часы нахождения поездов соответствующей категории в пути следования в нечётн ...