Состояние окружающей среды является одной из важнейших социально-экономических проблем нашего времени.
Основным законом Республики Беларусь (РБ) является Конституция, которая определяет основные положения экологического права. Нормы конституции по экологическому праву можно условно разбить на 2 большие группы:
Первая – непосредственно посвященные экологическим отношениям;
Вторая – опосредованно участвующие в их регулировании.
К первой группе относятся: статья 9 – о земле и иных природных ресурсах, находящихся в различных формах собственности; статья 36 – о праве частной собственности на землю; о свободном владении, пользовании и распоряжении природными ресурсами, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц; статья 42 о праве каждого на благоприятную окружающую среду; статья 58 об обязательности каждого сохранять природу, бережно относится к ее богатствам.
Вторую группу норм составляют более отдаленные от экологических отношений, но не менее значимые для тех предписаний конституции: о человеке, о его правах и свободы как высшей ценности, защита которой является обязанностью государства; о демократическом, правовом, социальном характере РБ ; о равенстве всех перед законом и судом; об обязанности каждого платить законно установленные налоги и сборы и многое другое.
Среди относящихся к экологическому праву законов РБ можно отметить такие, как Закон об охране окружающей среды, Земельный, Водный, Лесной кодексы, Законы об основах градостроительства в РБ, о природных, лесных ресурсах, лечебно - оздоровительных местностях и курортах, об особо охраняемых природных территориях, о безопасном обращении с пестицидами и ядохимикатами. Эти и другие федеральные законы составляют сердцевину экологического права, его огромную часть на федеральном уровне.
Помимо законов источниками экологического права являются подзаконные нормативные акты: указы президента РБ, постановление правительства РБ, ведомственные акты, нормативные акты организации.
Важнейшим законодательным актом по вопросам экологии является Закон «Об охране окружающей среды», который определяет три основные задачи:
– Охрана природной среды;
– Предупреждение вредного воздействия хозяйственной или иной деятельности;
– Оздоровление окружающей среды, улучшение ее качества.
Основной принцип при решении этих задач – научно-обоснованное сочетание как экологических, так и экономических интересов. В этом основная идея закона, содержащего свод правил охраны окружающей природной среды в условиях хозяйственного развития. Таким образом, он является экологическим кодексом РБ. По закону нормативы качества окружающей природной среды должны устанавливаться при сочетании экологии и экономики. Нормативами определяются предельно допустимые нормы различного воздействия, предельно допустимые концентрации вредных веществ, предельно допустимые их выбросы и сбросы, пределы радиации, шумов, вибрации, остаточных химических веществ в продуктах питания.
Система нормативов в законе определяется тремя факторами: соответствием уровню развития науки и техники международным стандартам, ответственностью предприятий, организаций и граждан за их исполнение.
Законом гарантируется соблюдение экологической безопасности, экономической деятельности при помощи запрета финансирования и реализации проектов и программ, не получивших положительного заключения Государственной экологической экспертизы.
В статье 32 указывается, что в стандартах на новую технику, технологии, материалы, вещества и другую продукцию, способную оказать вредное воздействие на окружающую природу, устанавливаются экологические требования для предупреждения вреда окружающей природной среде, здоровью, генетическому фонду человека.
Статья 46 предупреждает, что предприятия, объединения, организации и граждане, ведущие сельское хозяйство, обязаны выполнять комплекс мер по охране почв, водоемов, лесов и иной растительности, животного мира от вредного воздействия стихийных сил природы, побочных последствий применения сложной сельскохозяйственной техники, химических веществ, мелиоративных работ и других факторов, ухудшающих состояние окружающей среды.
Нарушение указанных требований влечет за собой приостановление проектирования, строительства либо эксплуатации этих объектов до устранения недостатков.
В Республике Беларусь за причинения экологического вреда и правонарушений существует следующие виды ответственности:
– Дисциплинарная;
– Административная;
– Гражданско-правовая;
– Уголовная.
Дисциплинарная ответственность наступает за не выполнение мероприятий по охране природы и рациональному использованию природных ресурсов, за нарушения нормативов качества окружающей среды и требований законодательства.
Административная ответственность наступает за посягательство на ряд природных ресурсов: в отношении земель, недр, водных ресурсов, лесных ресурсов, атмосферного воздуха и животного мира.
Похожие статьи:
Электрическая централизация стрелок и сигналов промежуточных станций
Среди устройств железнодорожной автоматики и телемеханики системы управления объектами на станциях играют важнейшую роль. Скорость обработки поездов на станциях определяет пропускную способность железных дорог. Безопасность движения поездов во многом зависит от безопасности передвижений по станции. ...
Общие сведения об автомобилях работающих на сжиженном газе
В последнее время все больше автовладельцев устанавливают на свои автомобили оборудование для работы двигателя на сжиженном газе. Ниже приводится информация о достоинствах и недостатках автомобиля, оснащенного газовой аппаратурой. Дальнейшие главы посвящены описанию общего устройства, принципу дей ...
Характерные неисправности причины их возникновения
В основном у ходовой части трактора неисправности это провисание верхней ветви гусениц, это возникает из за расслабления механизма натяжения цепи. Проверку натяжения проводят при ТО – 1, при помощи прибора КИ – 13903( через 125 мото – часов). Также проверяют длину 10 звеньев при помощи сантиметрово ...