В практической деятельности автотранспортных предприятий и управлений очень часто встречается необходимость в оценке качества работы, выполняемой отдельными исполнителями, подразделениями и службами. Это делают при подведении итогов работы, а также при оценке качества обслуживания пассажиров в городе.
Вопрос оценки качества работы стал особенно актуальным в последние годы, когда некоторые транспортные предприятия приступили к внедрению комплексной системы управления качеством автомобильных перевозок.
Простейшим измерителем качества может служить «уровень», определяемый отношением фактического уровня к базисному нормативному или эталонному. К наиболее универсальным и совершенным методам оценки качества относится такой, в основе которого лежит так называемая «функция желательности Харрингтона»:
V=ехр (- ехр(-Y)),
где V—значение функции желательности;
Y—значение аргумента в условном масштабе.
В основу построения функции V положена идея преобразования натуральных значений оцениваемых показателей качества в безразмерную шкалу желательности (предпочтительности). Шкала желательности относится к психофизиологическим шкалам. Ее назначение—установление соответствия между значением показателя качества и оценкой степени желательности этого значения.
Существует соотношение между значениями шкалы желательности и оценкой качества (таблица 1) Значение V, равное нулю, соответствует абсолютно неприемлемому уровню качества, а V, равное единице, наилучшему.
Таблица 1- Соответствие стандартных отметок на шкале желательности бальным оценкам качества
Отметки на шкале желательности |
Оценка качества |
1,0-0,8 |
Очень хорошо |
0,8-0,63 |
Хорошо |
0,63-0,37 |
Удовлетворительно |
0,37-0,2 |
Плохо |
0,2-0 |
Очень плохо |
Таким образом, определив и обосновав предельные значения, все остальные получают построением соответствующей шкалы значений показателя. Отметки 0,37 и 0,63 получены следующим путем: 1/ ε =0,37 и 1—1/ ε =0,63.
Шкала оценки качества не обязательно должна подразделяться на пять групп. Например, можно объединить оценки «Плохо» и «Очень плохо», а также «Хорошо» и «Очень хорошо», в результате чего получим три группы. Качество можно также оценивать и по двухбалльной системе: V<1/ ε —«Плохо» и V>1/ ε —«Хорошо».
Нижней границе удовлетворительной оценки соответствует величина V=0, откуда
V=ехр(—ехр(0))=1/ ε,
следовательно, неудовлетворительному качеству соответствуют отрицательные значения Y, а приемлемому—положительные.
Метод Харрингтона используют для оценки качества пассажирских автомобильных перевозок, в частности для оценки работы маршрутных такси. Оценка качества различных показателей работы пассажирского автотранспорта выполняется по следующей методике.
1. Поскольку при Y=-1 V=0, практически нижняя граница любого оцениваемого показателя принимается Ymin=-1
2. Верхнюю границу Ymax выбирают исходя из следующих условий:
Показатель изменяется равномерно, не имеет предела или не приближается к нему асимптотически 2
Показатель асимптотически приближается к своему пределу 3
Показатель асимптотически приближается к своему пределу, причем процесс приближения требует достаточно точной оценки 4
3. Нижняя ymin и верхняя ymax границы оцениваемого показателя в натуральных единицах изменения (у) находятся в соответствии со следующим правилом: ymin равно неприемлемому значению у, а ymax соответствует максимальной величине или пределу.
4. Определение граничных значений у при оценке качества удобно выполнить по графику функции Харрингтона или воспользоваться таблицей 2.
Таблица 2- Граничные значения оценок качества анализируемого показателя
Оценка качества |
Граничные показатели |
Очень хорошо |
>( ymin+2.5 ε) |
Хорошо |
(ymin+1.773 ε)…( ymin+2.5 ε) |
Удовлетворительно |
(ymin+ ε)…( ymin+1.773 ε) |
Плохо |
(ymin+0.525ε)…(ymin+ ε) |
Очень плохо |
<(ymin+ 0.525ε) |
Похожие статьи:
Техническая вооруженность предприятия и обслуживаемые
маршруты
В ремонтной зоне подвижной состав, постоянно проходят проверку технического состояния, перед выездом на линию. Для проведения текущего ремонта созданы 4 ремонтные бригады. Автопарк предприятия составляют следующие виды авто транспорта: · АП-17 в количестве: 4 · ГАЗ-53-12 в количестве: 2 · ГАЗ-66 в ...
Характерные неисправности причины их возникновения
В основном у ходовой части трактора неисправности это провисание верхней ветви гусениц, это возникает из за расслабления механизма натяжения цепи. Проверку натяжения проводят при ТО – 1, при помощи прибора КИ – 13903( через 125 мото – часов). Также проверяют длину 10 звеньев при помощи сантиметрово ...
Развитие спутниковой системы радиоместоопределения за рубежом
В начале 70-х годов в США были начаты работы по созданию СРНС второго поколения - GPS/''Навстар" (аналога отечественной системы ГЛОНАСС). Спутниковая радионавигационная система GPS полностью развернута в 1993 г. А между тем все начиналось так: в ноябре 1913 в Австрии под именем Хедвиг Ева Мари ...